№4 2016

№4 2016

БАСОВА Людмила Дмитриевна
писатель, переводчик, сценарист. Родилась в Душанбе. Окончила филфак Душанбинского педагогического института (1963).
Работала корреспондентом газет «Вечерний Душанбе», «Владимирские губернские ведомости», редактором издательства «Ирфон», заместителем главного редактора Комитета по печати республики Таджикистан, редактором сатирического киножурнала «Калтак» киностудии «Таджикфильм». Печатается с 1959 года.
Автор книг: «Слова на снегу» (1980), «Зойка и Пакетик» (1989) «Про кино и про любовь» (1989), «Каинова печать» (2007) «Верблюжья колючка — предтеча любви» (2014) «Синие звезды Европы, зеленые звезды Азии» (2014). Рассказы печатались в коллективных сборниках издательства «Детская литература».
Автор многочисленных переводов таджикских прозаиков. Сценарист документального кино. Лауреат всероссийских журналистских конкурсов «Вместе» (2000) и «Вопреки» (2001). Лауреат литературной премии журнала «Север» в номинации «Проза» (2014) за роман «Синие звезды Европы, зеленые звезды Азии». В 1994 году, во время гражданской войны в Таджикистане, переехала во Владимирскую область. Член Союза писателей СССР с 1990 года.

ПАЩЕНКО Леонид Никитич (1936–1996)
сценарист, писатель, поэт, публицист. Родился в Тирасполе, в семье военнослужащего. Окончил Ташкентский пединститут им. Низами (1959). Работал литературным сотрудником штаба освоения Среднеазиатской целины (Янги-Ер, 1959–1961), в «Ленинабадской правде», в журнале «Звезда Востока», в газете «Комсомолец Таджикистана», был главным редактором литературно-художественного журнала «Памир». В 1994 году, во время гражданской войны в Таджикистане, переехал во Владимирскую область.
Первая книга стихов вышла во Франции (1966). Автор поэтических сборников «Страна синей птицы» (1971), документальной повести об освоении Голодной степи «Книга степи» (1974), сборника поэм и баллад «Площадь Путовского» (1978), поэтического сборника «Простые слова» (1983), «Стихотворения. Поэмы» (1988).
Автор, составитель и переводчик сборников «Утренняя книга»(1971), «Млечный путь» (1974), «Рассказы о Таджикистане» (1976), «Зори Памира» (1977).
Автор сценариев ряда документальных фильмов. Член Союза писателей СССР с 1973 года.

На земле дедов и прадедов

Николай Петрович Горынин встретил нас у вагона. Спустилась с лесенки — вижу: стоит, улыбается. Не в первый раз приезжаю я на родину деда, в Пензенскую область. На этот раз с дочерью и внуком. Здесь помнят Фёдора Васильевича Гладкова, автора «Цемента», «Повести о детстве», «Вольницы», «Лихой годины». Здесь живут потомки героев его автобиографических повестей.
Николай Петрович пригласил нас в свою машину, и мы двинулись в путь — в село Ключи. В 2013 году, когда праздновали 130-летие со дня рождения писателя, мы беседовали с Николаем Петровичем.
Он родился в Чернавке, как и
Ф. В. Гладков. Глава администрации села Ключи, которое находится в двух с половиной километрах от Чернавки. Всё, что связано с родной деревней, ему особенно дорого. Давно задумал он создать музей Гладкова. Но деревня уже опустела. Решили открыть музей в Ключах. И не по одному Гладкову.
В этих же местах, неподалёку, в селе Александровка того же Мало- Сердобинского района, родилась Лидия Андреевна Русланова. В самих Ключах — известная художница, дочь местного помещика и общественного деятеля Михаила Сергеевича Ермолаева — Вера Михайловна Ермолаева.
Нашёлся и дом, пригодный для музея — церковно-приходская школа, построенная Ермолаевыми. Правда, от дома остался только сруб. Всё пришлось начинать с нуля. ничто не смущало. Поддержку Горынин нашёл у главы Мало-Сердобинского района Александра Васильевича Макушкина и бывшего губернатора Пензенской области Василия Кузьмича Бочкарёва, которые серьёзно помогли ему деньгами и дельными советами. Дорога, ведущая к будущему музею, вскоре была заасфальтирована. Николай Петрович привлёк настоящих мастеров, помогли односельчане, и в сентябре 2015 го- да музей открылся.
Но прежде, чем показывать музей, Николай Петрович дал нам немного передохнуть, снова посадил нас в машину и повёз осматривать окрестности. Мы двинулись к Крас- ному Мару.
«Очень далеко, в лиловой дымке огромным караваем вздымался Красный Мар. Одинокий среди полей, таинственный, он всегда будил во мне тревожные вопросы: Откуда этот курган? Какие люди и зачем насыпали здесь целую гору? Что он хранит в себе?» — так писал Гладков в своей знаменитой «Повести о детстве». Как и в былые вре- мена, возвышается Красный Мар среди полей и манит, и притягивает к себе, и как будто зовёт.
Мы поднялись наверх в этот особый мир, островок необычной природы — и почва, и растения красноватого цвета — поле деятельности для геологов и ботаников. Здесь «живут» несколько видов растений из Красной Кни- ги, которые почти не встречаются в окрестностях.
И замечательный вид на все четыре стороны! Просторы, сияние далёких перелесков в золотых и багряных одеждах. Свежий ветерок. Тишина. Хочется молча стоять здесь долго-долго!
Затем мы поехали к Чернавке. По свидетельству Гладкова в селе было 67 дворов и 252 души (село называлось Большая Чернавка). Нынче — никого. Лишь кое-где стоят тёмные покинутые избы. Но жив родник, что струился неподалёку от избы Гладковых. Она стояла тут же, на взгорке, и то и дело бегал к этому роднику босоногий Федяшка.
Два года назад родник был возвращён к жизни: освобождён от бурьяна, прочищен, обихожен, обшит деревом. Прикрепили там икону Михаила Архангела, портрет Фёдора Васильевича, освятили. Вода здесь чистая, прозрачная, живая.
Подъехали к музею. Дом, в котором он разместился, стоит на холме. Совсем недавно он выглядел по-другому: обветшавший, с прохудившейся крышей, без окон, без дверей — одни проёмы. Рядом — руины церкви. Какой-то жуткий слипшийся ком кирпичей: всё, что от неё осталось. А сейчас дома не узнать. Тёмные брёвна заботливо пропитаны специальным составом, наличники на окнах покрашены белой краской. Крыльцо и веранда из светлого дерева — новая пристройка. Возле входа по обе стороны высажены молодые ёлочки. Дом уютен и гостеприимен — так и хочется заглянуть. А на том месте, где возвышалась церковь, в июле прошлого года в связи с тысячелетием преставления князя Владимира, поставлен и освящён деревянный православный крест.
Заходим в дом. На двери табличка: «Ключевский историко-культурный центр». Нас встречает молодая светловолосая женщина — Алёна Степанова, старший научный сотрудник музея. Экспонаты тщательно и с любовью собраны и воссозданы во многом с её участием.
Поработали краеведы, художники, помогли краеведческий и литературный музеи Пензы, приняли участие и жители Ключей.
Только переступаешь порог — перед тобой карта Мало-Сердобинского района, старинные фотографии начала XX века: лица односельчан того времени, на почётном месте — недавно вышедший солидный том: «Мало- Сердобинская энциклопедия». Основная часть музея — в самой большой комнате, где можно увидеть книги, репродукции картин, альбомы, фото- графии всех трёх знаменитых земляков.

Вера Михайловна Ермолаева (1893–1937) родилась в семье известного либерального деятеля, издателя журнала «Жизнь» (1898–1901) Михаила Сергеевича Ермолаева.
О семье Ермолаевых
Ф. Гладков писал довольно подробно в «Лихой године» (1954).
Вера Михайловна увлекалась модными в то
время течениями в живописи, была сподвижницей К. Малевича. Впоследствии она с большим вкусом и выдумкой иллюстрировала книги для детей, сотрудничая в издательствах «Дет- гиз» и «Молодая гвардия», оформляла детские ленинградские журналы «Чиж» и «Ёж». На фотографиях можно увидеть Веру Ермолаеву в обществе художников- авангардистов. Судьба её трагична. В тридцатые годы она была арестована за антисоветскую деятельность и выслана под Караганду на три года.
В 1937 году расстреляна.
Известность Лидии Андреевны Руслановой (1900–1973) исполнительницы русских народных песен «Степь да степь кругом», «Валенки» и других, была, можно сказать, повсеместной. В музее есть огромная фотография — от пола до потолка: май 1945 года, Берлин, Лидия Русланова стоит на ступенях Рейхстага и поёт перед солдатами-победителями, радостная и сияющая.
Есть в музее и такие раритеты, как сарафан, в котором Русланова выступала на сцене, знаменитая саратовская гармонь, патефон с пластинками. Можно послушать песни Руслановой.
В экспозиции, посвященной Фёдору Васильевичу Гладкову (1883–1958), в основном фотографии и книги. В том числе собрания сочинений, прижизненные издания, переводы. Интересны фотографии родителей писателя, его деда Фомы и бабушки Анны Гладковых среди домочадцев.
Создатели историко- культурного центра настроены на дальнейшую работу. Всё, что сделано, только начало. Будет построена небольшая гостиница для экскурсантов. Площадь рядом с музеем расчистится, появятся скамейки и сцена. Здесь будут проводиться фестивали имени Лидии Руслановой. Разрабатывается туристический маршрут, куда войдёт посещение Красного Мара, Чернавки, Александровки. И очень хочется надеяться, что будет восстановлена изба деда Фомы, а возле музея в Ключах появится новая часовенка.
Мы уезжали из Пензы с тёплым чувством благодарности к создателям музея, настоящим подвижникам. Хочется приехать сюда весной, чтобы увидеть, как расцветает сирень, которая когда-то росла возле окон избы, где жил в детстве наш дед. Растёт она и сегодня.
Светлана ГЛАДКОВА