№5 2016

№5 2016

Морозов Борис Федорович

Родился в 1940 году в Киргизии, в селе Каганович. Окончил геологический факультет Казанского университета. Работал геологом-геофизиком.
Печатался в журналах «Роман-газета», «Русская провинция», альманахах «Литера», «Тверь» и «Литературный факел».
Автор книг: «Хроника надежды», «Драгоценный камень», «Заколдованный круг», «Заветное наследство», «Подарок», «Букет серебристой полыни».
Член Союза писателей России. Лауреат премий «Факел» и нескольких региональных литературных премий.
Живёт в г. Кимры Тверской области.

Фотовыставка Анатолия Заболоцкого «ЖИЗНЬ ПОДАРИЛА УВИДЕТЬ…»

Уже четверть века с нашим изданием сотрудничает Анатолий Дмитриевич Заболоцкий. В его оформлении вышли произведения Виктора Астафьева и Василия Белова, Валентина Распутина и Георгия Гребенщикова, Василия Шукшина и Федора Абрамова, Юрия Кузнецова и Николая Рубцова.

Более тридцати номеров «Роман-газеты» украсили работы мастера, недавно отметившего свой 80-летний юбилей.

Целый месяц, с декабря по январь, в Манеже, главном выставочном центре Москвы, была развернута экспозиция, приуроченная к 60-летию творческой деятельности выдающегося русского фотохудожника и кинооператора-постановщика. На ней было представлено более четырехсот фотографий, охватывающих период с 1955 по 2015 год, более сорока пейзажных панорам прекрасных уголков России, более ста портретов. Десяток стеклянных витрин заполнили многочисленные издания книг, альбомов и журналов в оформлении Заболоцкого. Это книги самых известных писателей нашего времени, в том числе: «Письма из Русского музея» Владимира Солоухина, «Лад» Василия Белова, «Душа неизъяснимая» Владимира Личутина, «Афон» Владимира Крупина. Особо следует сказать об альбоме «Лик Православия» (2002), ставшем бесценным свидетельством духоподъемного воцерковления нашего народа на стыке нового тысячелетия.

Ближайщим друзьям и коллегам посвящены книги, подготовленные и изданные Анатолием Заболоцким, его же перу принадлежат и замечательные рассказы о них: «Шукшин в кадре и за кадром», «Живописное собрание писателя В. И. Белова и живопись слова в его произведениях», «Миниатюры рукописных книг ХII–ХХ веков из фондов РГБ» И. В. Лёвочкина.

В кинозале Манежа посетители выставки смогли оценить бесценный вклад в отечественное искусство кинооператора Заболоцкого. Восемь художественных фильмов из пятнадцати, снятых им на девяти студиях СССР, и десяток документальных лент демонстрировались практически без перерыва, если не считать аплодисменты после каждого просмотра. Камерой мастера сняты такие фильмы, как «Альпийская баллада», «Через кладбище» и «Всё впереди» («Беларусь- фильм»), «Обрыв» («Ленфильм»), «Безумие» («Таллинфильм»), «Слово для защиты» и «Печки- лавочки» (киностудия им. Горько- го), наконец, «Целуются зори» и «Калина красная» («Мосфильм»).

Настоящим потрясением даже для знакомых с творчеством Заболоцкого стал долгое время пролежавший на «полке» фильм 1963 года «Последний хлеб» по одноименному рассказу В. Трунина, поставленный на «Бела- русьфильме» режиссером Борисом Степановым. Это была первая работа Заболоцкого в большом кино, где впервые после многолетней ссылки снялся Георгий Жжёнов.

Сюжет картины незамысловат. Перебрав своими руками  все детали старенького комбайна, целинник-первопроходец дед Якушенко последнюю, как он полагает, страду в его жизни готов встретить достойно. Но ретивый механик распоряжается по-своему, сняв с машины ветерана-хлебороба все шестеренки и пустив их на запчасти простаивающей техники.

Помочь деду решили молодые целинники Алексей, Дмитрий и Ирина. Они отправились в ночь искать по соседним хозяйствам запчасти для его комбайна… По окончании съемок фильм не вышел в прокат, несмотря на блестящие актерские работы Татьяны Гавриловой, Юрия Соловьева и Алексея Локтева. Молодой актерский ансамбль сумел создать портрет своего поколения: это дети войны, полуголодные сироты и романтики, которым уже обещан коммунизм «через 30 лет», трудяги, готовые дать отпор подлой чиновно-комсомольс кой «элитке», умеющие достойно встретить и первую любовь, и первую утрату.

Вторым «киносюрпризом» стала демонстрация в ходе выставки антифашистского эстонского кинофильма «Безумие» (в главной роли прекрасный артист Юри Ярвет). Пожалуй, за последние десятилетия ничего подобного по силе и страстной защите человеческого достоинства мы не видели в фильмах о Великой Отечественной войне.

Радостно было видеть нам, сотрудникам «Роман-газеты», какой интерес проявляли к нашему журналу (в оформлении Анатолия Дмитриевича Заболоцкого, разумеется) посетители вы- ставки в Манеже!

Многие выражали недоумение, отчего наше издание сегодня редко встретишь даже в районных библиотеках. Непонятно и нам. А ведь скоро «РГ» отметит свое 90-летие! Хорошо, что с нами сотрудничают не только лучшие российские писатели современности, но и такие мастера оформ- ления книги как наш юбиляр.

Дорогой Анатолий Дмитриевич! Коллектив и редколлегия «Роман-газеты» сердечно поздравляют Вас с 80-летием и выдающейся в истории Манежа выставкой. Доброго Вам здоровья, творческих командировок в самые замечательные места планеты и не- изменной творческой удачи.

Ваша «РОМАН-ГАЗЕТА»