№17 2016

№17 2016

СИТНИКОВ Владимир Арсентьевич
Родился 28 июля 1930 года. Закончив университет в 1954 году, поступил
работать в газету «Кировская правда».
Первая повесть «Ищу призвание» вышла в 1958 году в Кировском
книжном издательстве. В качестве корреспондента объездил все райо-
ны области. Печатал свои повести, очерки, романы, пьесы в журналах:
«Юность», «Знамя», «Север», «Наш современник», «Волга», «Нева» и
других. Автор более 50 книг прозы, среди которых повести: «Белогрив-
ская метелица», «Русская печь», «Восемнадцатая весна», «Горячее серд-
це», «Из огня да в полымя», «Летние гости», «Бабье лето в декабре» и
многие другие.
Лауреат ряда всероссийских литературных премий и премии Союза
журналистов СССР.
В «Роман-газете» вышла хроника падения крестьянского двора «Эх,
кабы на цветы да не морозы».
Бессменный председатель редакционной комиссии энциклопедии
земли Вятской. Живет в Кирове.

Праздник читателей на Красной площади

В июне этого года наша редакция получила, наконец, долгожданное приглашение поучаствовать в книжном фестивале «КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ». Неблагоприятная погода не помешала и нам, и коллегам по литературной периодике в течение четырех дней общаться со своими читателями (порой, лишь потенциальными).
Исчезновение «Роман-газеты» из продажи в киосках «Союзпечати» пагубно отразилось не только на тиражах, но и в целом на судьбе старейшего народного журнала России. Коммерческая составляющая розничной торговли оказалась неподъемной для российского читателя, того, что живет за пределом МКАД, а то и за Каменным поясом, то есть в азиатском про-
странстве некогда великой читающей державы.
К радости нашей, зрелые люди с теплотой вспоминали, как формировались их характеры под воздействием «антологии отечественной прозы ХХ века», а молодежь с изумлением узнавала, что жив еще, дважды в месяц выходит в свет «доисторический», по их меркам, но бережно хранимый «предками» на дачах и антресолях журнал «Роман-газета».
Еще более удивлялись посетители выставки тому, что уже два десятилетия наше издательство выпускает великолепную «Детскую Роман-газету», журнал, достойный быть в каждой школе, в каждой детской и
юношеской библиотеке.
В череде встреч и бесед, которые проходили с участием наших талантливых авторов, мы не забыли про тех, кому журнал будет добрым вестником надежды и участия, радостью встречи с Большой литературой.
Через друзей из партии «Справедливая Россия» мы передали в дар Донецку и Луганску большую партию свежих выпусков «РГ» и «ДРГ».

Литературно-художественная пресса в книжной резервации
3–6 июня в самом сердце России, на главной площади столицы прошёл
книжный фестиваль «Красная площадь». Подобное чудо — литература,
читатели и писатели, свободно наслаждающиеся друг другом в самом видном и торжественном месте нашей страны, где совсем недавно гремел Парад Победы, произошло уже во второй раз.И это здорово, потому что прошлогодний фестиваль «Книги России», как тогда казалось, будет единоразовым — в рамках пресловутого уже Года литературы, а потому многим виделся несколько показушным. И то, что в 2016 году литература и книги вновь (и это уже, вроде бы, становится традицией) оказались в символическом и географическом центре Отечества, пожалуй, приятно обрадовало, удивило всю культурную, читающую Россию. Обстановка в данном случае действительно многого стоит: и стар, и млад очарованно перемещались по каменной брусчатке, с открытым ртом поглядывая то на Кремлёвские стены и огромные экраны на фоне Храма Василия Блаженного и Исторического музея, то на книжечки и книжищи со всех концов необъятной Родины.
В этот раз и наша «Литературная Россия» не осталась в стороне от праздника, зарегистрировавшись в качестве официального участника под рубрикой «Литературно-художественных изданий». И вот тут придётся сказать о грустном.
С одной стороны, спасибо кураторам литературной прессы в Федеральном агентстве по печати за подсказку и предложение подать заявку на участие
в главном книжном фестивале страны. С другой стороны, то место, которое выделили отнюдь не многочисленным общефедеральным профильным (то есть посвящённым литературе, книгам, чтению и культуре в целом) периодическим изданиям — это смех и слёзы. В длинной палатке среди десятка больших и малых издательств, каждому из которых предоставили минимум один стол и выставочный шкаф, на пять (!) разных литературно-художественных изданийиздательств (а именно — журналы «Роман-газета» и «Молодая гвардия», а также три газеты «ЛГ», «Книжное обозрение» и наша «ЛР») дали один единственный стол под гордой вывеской «ПРЕССА». За этим столом-прилавком, во-первых, просто физически  невозможно было поместиться хотя бы по одному представителю каждого из изданий, а во-вторых, едва-едва помещалось по одному номеру газеты или журнала соответственно. Между тем, и «Роман-газете», и «Книжному обозрению», и «Литературной газете», и «Литературной России», мягко говоря, БЫЛО ЧТО представить читающей публике, и не только как прессе, но и как некоммерческим издательствам, пропагандирующим русскую литературу. В итоге пять заслуженных изданий всероссийского уровня оказались, по сути, в малюсенькой резервации, совершенно затерявшись в море всевозможных стендов.
Это было очень похоже на неуважение и даже оскорбление, и уж, во всяком случае, здорово отбивало энтузиазм. Прогуливаясь по ярмарке, в той же, нашей, палатке можно было не без труда, но разглядеть и стенд толстых литературных журналов. И опять же — один единственный небольшой столик практически на все известные «толстяки»: «Новый мир», «Москва», «Знамя», «Наш современник», «Октябрь», «Дружба народов», «Вопросы литературы», «Юность» и т.д. По-хорошему, литературно-художественные издания (и пресса, и «толстяки») достойны были
не маленького столика, а целой отдельной палатки, где члены редакций могли бы пообщаться с читателями и коллегами, спокойно рассказать о многочисленных своих публикациях.
К сожалению, культура и общественная значимость на фестивале, несмотря на государственную поддержку, оказались теснимы влиятельными коммерчески-капиталистическими силами. Многим уникальным издательствам и целым регионам было выделено на фестивале по маленькому столику, а вездесущим и без фестиваля «Эксмо», «АСТ», «Рипол классик» и др. олигархам от книжного бизнеса достались
на Красной площади целые колонны палаток и стендов, многие из которых
были забиты банальными детективами и чисто развлекательным чтивом. Я не против подобных книг, но кто и почему определял именно такую их представительность (то есть значимость для читающей России) на фестивале?
В общем, вопросы и претензии остаются. Будем надеяться, что они решатся к будущим фестивалям.
Евгений БОГАЧКОВ,
заместитель главного редактора
«Литературной России»
Праздник читателей на Красной