№24 2016

№24 2016

ЛИЧУТИН Владимир Владимирович
родился в 1940 году в городе Мезени Архангельской области в семье учителя. В Поморье прошло его детство, там он учился в школе и лесотехническом техникуме, работал слесарем. Закончив в 1969 году факультет журналистики Ленинградского университета, Личутин несколько лет работал в Архангельске на радио и в областной газете.
Первая повесть — «Белая горница» — была опубликована в журнале Север» в 1972 году. Вслед за ней появились повести «Иона и Александра», «Обработно — время свадеб», роман «Долгий отдых». Во второй половине семидесятых годов вышли повести «Бабушки и дедушки», «Душа горит», «Последний колдун», «Золотое дно», «Домашний философ», «Вдова Нюра», «Крылатая Серафима».
В последние годы написаны и опубликованы романы «Скитальцы», «Любостай», «Раскол», «Миледи Ротман», книга размышлений о русском народе «Душа неизъяснимая». Лауреат премий им. Льва Толстого, им. Федора Абрамова, «Роман-газеты», Большой литературной премии России за 2006 год.

 

«ГЛЯДЯ НАЗАД, ШАГАЕМ ВПЕРЁД»

Продолжатели дела знаменитого критика и литературоведа Юрия Ивановича СЕЛЕЗНЁВА (1939–1984) встретились на Третьей «селезнёвской» конференции в Краснодаре со студентами Кубанского Государственного Университета. В конференции принял участие главный редактор «Роман-газеты» Юрий Козлов.
Именно Юрий Селезнёв, по мнению участников конференции, показывает нам, что русская классика остаётся современной, более того — сегодня,
как никогда раньше! Читая его статьи, например, «Глазами народа», мы можем яснее увидеть путь, по которому шла русская литература, а значит, пытаться продолжать этот путь. А что может быть актуальнее его слов об идущей уже сейчас «третьей мировой», высказанных на дискуссии «Классика и мы» в далёком 1977 году? Писатель Юрий Лощиц рассказывал о последних днях жизни Юрия Ивановича. Заместитель главного редактора журнала «Наш современник» литературовед и публицист Александр Казинцев прочёл лекцию о Толстом, показав, как эволюционировали приёмы писателя от ранних повестей к поздним произведениям.
Юрий Козлов говорил о «трагедии книги», которую мы переживаем в настоящее время.
«Если представить себе культурный процесс в виде пирамиды, то во все
времена вершину этого процесса венчала книга, — сказал главный редактор «Роман-газета». — Сегодняшние цифровые и информационные технологии нанесли сокрушительный удар по книге, как культурному феномену, основанному на единстве литературного содержания, художественного оформления и типографского искусства. Сальери в
произведении Пушкина мечтал «разъять музыку, как труп». Именно это и
сделали с книгой современные цифровые и информационные технолгии. С духовных и философских высот книга опущена на уровень рядового
источника информации.
Учёные-психологи справедливо полагают, что существует определённая разница в восприятии текста с бумажной страницы и с безликого серого экрана «ридеров» и прочих устройств для повседневного чтения. В одном случае чтение пробуждает фантазию, мысли, сопереживание, одним словом, в чтении задействуется душа человека, в другом — всего лишь сектор сознания, отвечающий за восприятие и первичный анализ информации. То есть, в одном случае текст воздействует на духовную основу человека. В другом — ложится «мёртвым грузом» поверх прочей, убивающей способность самостоятельно и нестандартно мыслить, хаотичной информации. Учёные сделали и другое открытие: при нормальном чтении книги свет направлен естественным образом — сверху (от глаз) вниз (к страницам). При чтении текста с компьютера или любого другого электронного устройства свет, наоборот, направлен от экрана к глазам. Это меленно, но верно воздействует на сетчатку, способствует её постепенному изменению на генетическом уровне. Высказываются даже предположения, что через несколько поколений люди вообще не смогут воспринимать книги.
Книга последовательно и системно вытесняется из культурного обихода современного человека. Сокращается количество книжных магазинов. В России уже появилось немало районных центров, где вообще нет ни одного книжного магазина. Повсеместно под видом «оптимизации» закрываются библиотеки. Книги сегодня, как правило, издаются крохотными тиражами, что приводит к их безмерному удорожанию и делает их практически недоступными для людей со скромным достатком, к которым без преувеличения можно отнести девяносто процентов населения России. В современных квартирных интерьерах вообще не предусмотрены места для хранения книг. Книжный шкаф, как и книжная полка, становятся таким же раритетом, как комод или ломберный столик.
Можно говорить о том, что воспитывается новое поколение людей, принципиально не понимающих ценности и значения книги», — подчеркнул Юрий Козлов.
Большое впечатление на молодёжь произвело эмоциональное выступление классика современной русской литературы Виктора Лихоносова, отметившего в этом году 80-летний юбилей: «Любите литературу, выбирайте в дорогу жизни любимого писателя, который станет вам другом. Помните историю, любите малую родину. Если не будет благоговения перед родной землёй, перед русской литературой, перед великими писателями, Россия никак не уцелеет».
Организатор и идейный вдохновитель конференции критик Юрий Павлов говорил, что мероприятие призвано отдать дань памяти великому земляку кубанцев и что через участие в нём известных русских писателей, журналистов, критиков имя Юрия Селезнёва должно войти в научный и читательский обиход. Но на самом деле задача конференции была существенно шире — коснуться ключевых проблем современной литературы и жизни, посмотреть на них сквозь призму традиции. В конце концов, ввести традицию в современную жизнь как неотъемлемую её часть, чтобы наше общество перестало блуждать в зарослях случайных идей и чуждых мнений, а жило, учитывая тысячелетний опыт нашего народа, воплотившийся в том, что мы называем классической русской литературой.
Для торжества взвешенного консервативного взгляда одна такая конференция стоит сотни хлёстких, но поверхностных лозунгов, выкрикнутых с экрана телевизора.
«Для либерального взгляда — классика это то, что было актуальным раньше, а сейчас уже потеряло живую ценность, — сказал в своем выступлении молодой писатель Андрей Тимофеев, — и потому всякое сравнение современной литературы с классической непродуктивно — изменилось время, изменился язык, изменились проблемы и задачи. Пушкин, Достоевский и Толстой для такого взгляда — гениальные выразители своего времени, у которых можно теперь разве что учиться художеcтвенному мастерству. Выразить живую современность в её непосредственности, в её едва уловимом хаотическим движении — вот задача литературы по мысли либерального писателя или критика.
Консервативный же взгляд, напротив, ищет в традиции основу, ориентир для движения в новых исторических условиях.
Время меняется, а Идеал, к которому мы стремимся, остаётся — вот главный тезис консервативной позиции. И потому, по словам Герцена (кстати, западника), «полнее осознавая прошедшее, мы уясняем современное; глубже опускаясь в смысл былого — раскрывает смысл будущего; глядя назад — шагаем вперёд». А значит, следовать за Пушкиным, Достоевским и Толстым вовсе не означает жить старым, а помогает в реальной современной жизни открывать какие-то явления и тенденции на той же глубине, на которой искали и находили их великие классики прошлого».
Студентам Кубанского Университета, конечно, повезло — они стали свидетелями и непосредственными участниками уникального дела, аналогов которому нет, наверно, нигде в России. На этом фундаменте им предстоит формировать новое подлинно-русское общество, способное глядеть в лицо глобальным вызовам завтрашнего дня.
Краснодар-Москва